- Собор
-
СОБО́Р — гл. храм города или мон., а также гл. храм ведомства, где может совершать богослужение высокое дух. лицо — патриарх, митр., архиеп., епископ, протопресвитер военного, морского или придворного духовенства. Примеры гл. храмов: Софийский С. в Киеве, Исаакиевский С. в СПб.; Спасо-Преображенский С. Мирожского мон. в Пскове, Георгиевский С. Юрьева мон., Благовещенский С. Антониева мон. в Новгороде; Спасо-Преображенский всей гвардии С. в СПб. С. ставились для хранения гл. гор. святынь: Успенский С. Моск. Кремля, Казанский С. в СПб. Небольшие мон. могли не иметь С. (напр., нек-рые мон. в Новгороде). В больших городах С. строились в каждой из адм. частей города: в Новгороде — Софийский С. в Детинце и Никольский С. на Торгу (первонач. "Княжий"); в СПб. — Андреевский С. на Васильевском о-ве, Князь-Владимир. С. на Петроград. стороне и др. Особое положение занимали придворные С: древнейший из С. Моск. Кремля Спасо-Преображенский ("Спас на Бору"), Кремлевские Архангельский и Благовещенский "Е. И. В. на сенях", Петропавловский в СПб. С 18 в. в столице появляются разл. ведомств. С. Кроме того, в полках, имеющих долгую историю в России, появляются полковые С. Характернейшим в этом отношении городом является СПб.: в нем кроме гл. кафедрального С. и С. гл. город. частей было 2 придворных С., 2 морских, 4 военных, Собор всех уч. заведений, а также 2 мемориальных: Сампсониевский и "Спас на крови". Традиция мемор. С. восходит к Др. Руси: мемориальным являлся С. Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) в Москве.
Для положения С. в городе характерно наличие соборной площади для общих собраний паствы. Кроме того, во всех С. были кафедры. Исключение составляли мемориальные С., когда к памятным датам церкви объявлялись С.: С. Введения во храм при Семеновском полку в честь петровских войн и С. св. Сампсония в память Полтавской победы; а также нек-рые полковые храмы, получившие звание С. чисто исторически: Измайловский полк получил С., потому что его начальником был имп. Николай I; Гусарскому полку был приписан Софийский С. упраздненного города Софии. По С. назывались части города, посвящение монастырей; посвящение полк. С. связано с памятными датами их истории.
Нек-рые город. церкви исторически назывались в народе С., не будучи таковыми; обычно это были старые величественные церкви, центральные в своих районах. Количество престолов не влияет на отнесение храма к С. Особое место занимают домовые С, как то: придворный С. Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце и С. св. Спиридония Тримифунтского в Гл. Адмиралтействе (видимо, имевший этот статус в связи с пребыванием в нем с 1818 по 1858 кафедрального престола св. Исаакия Далматского). Положение домовых С. — уникально.
Лит.: Большой Кремлевский дворец, Дворцовые церкви и Придворные соборы. М., Синодальная тип., 1916; Берташ А. В., Жерихина Е. И., Талалай М. Г. Храмы Петербурга. СПб., 1992.
Исаакиевский собор. Худ. Р. де Монферран

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.